Принято
на заседании Педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08. 2023 г.
Согласовано
на заседании Управляющего Совета
Протокол № 1 от 30.08.2023 г
Положение о формах получения образования и формах обучения
в МАОУ «СШ № 19»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о формах обучения и формах получения образования
(далее - Положение) в МАОУ «СШ № 19» (далее - Школа) разработано в соответствии со
статьёй 17, частью 3 статьи 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», федеральными государственными образовательными
стандартами общего образования (далее - ФГОС), Уставом Школы.
1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность Школы, реализующей образовательные
программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также
организацию образовательного процесса в различных формах получения общего образования
гражданами, проживающими как на территории, прикрепленной образовательной
организации, так и за её пределами.
1.3. Возможность освоения образовательных программ в различных формах: очной, очно
заочной, заочной, а также в форме семейного образования предоставляется на всех уровнях
общего образования в целях создания вариативной образовательной среды, обеспечивающей
благоприятные условия для обучения и развития обучающихся в соответствии их интересами
и способностями и по согласованию с их родителями (законными представителями).
Допускается сочетание различных форм получения образования, а также организация
образовательного процесса по индивидуальному учебному плану (далее - ИУП).
1.4. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.
1.5. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной
общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями)
несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законным представителями)
несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы
обучения учитывается мнение ребенка (обучающемуся предоставляется право выбора формы
обучения после достижения восемнадцати лет).
1.6. Школа несет ответственность перед обучающимися, их родителями (законными
представителями) за реализацию конституционных прав личности на образование,
соответствие выбранных форм обучения возрастным психофизическим особенностям детей и
медицинским рекомендациям, за качество образования, отвечающее требованиям ФГОС.
2. Содержание образования и организация обучения в различных формах.
2.1. Обучение в различных формах организуется в соответствии с образовательной
программой, Уставом Школы, учебным планом, отражающими образовательную стратегию.
Для всех обучающихся действуют учебный план и образовательная программа, включающие
обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
2.2. При освоении общеобразовательных программ в формах, предусмотренных
настоящим Положением, совершеннолетний гражданин или родители (законные
представители) несовершеннолетнего обучающегося должны быть ознакомлены с настоящим
Положением, программами учебных предметов, критериями стандартного уровня их
освоения, примерным перечнем базовых тем, нормами оценки обучающегося по каждому
предмету, иными документами, регламентирующими организацию образовательного
процесса в избранной форме.
2.3. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в очной, очно-заочной,
заочной формах, по ИУП, зачисляются в контингент обучающихся Школы. В приказе Школы
и в личном деле обучающегося отражается форма освоения общеобразовательных программ
в соответствии с заявлением совершеннолетнего гражданина или родителей (законных
представителей) несовершеннолетнего обучающегося. Все данные об обучающемся вносятся
в журнал того класса, в котором он будет числиться, или оформляется журнал
индивидуальных занятий. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в
форме семейного образования и в форме самообразования, в контингент обучающихся не
зачисляются.
2.4. Государственная итоговая аттестация обучающихся по различным формам
получения образования проводится в полном соответствии с Порядком проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.01.2023 г. № 232/551, и
Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства
просвещения и науки Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки от 04.04.2023 г. № 233/552.
3. Организация обучения в форме семейного образования.
3.1. Право дать ребенку образование в форме семейного образования, в форме
самообразования предоставляется всем родителям (обучающемуся предоставляется право
выбора формы обучения после достижения восемнадцати лет).
3.2. Перейти на семейную форму получения образования могут обучающиеся на любом
уровне общего образования: начального общего, основного общего и среднего общего
образования. Обучающийся, получающий образование в семье, вправе на любом этапе
обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в
Школе.
3.3. Освоение общеобразовательных программ в форме семейного образования
предполагает самостоятельное или с помощью педагогов, или с помощью родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетнего
обучающегося
освоение
общеобразовательных программ.
3.4. При выборе обучающимся освоения образовательных программ в форме семейного
образования родители (законные представители) обращаются в Школу с заявлениями:
• об исключении обучающегося из контингента Школы, в которой он раньше обучался или
числится в контингенте.
• об организации и проведении промежуточной и/или государственной итоговой аттестации
обучающегося при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя
(законного представителя).
3.5. Обучение в форме семейного образования осуществляется с правом последующего
прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в любой
образовательной организации в установленном порядке.
На период прохождения аттестации обучающиеся, осваивающие общеобразовательные
программы в форме семейного образования или самообразования, зачисляются в Школу,
осуществляющую образовательную деятельность по соответствующей, имеющей
государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, и проходят ее
бесплатно. Лица, зачисленные в Школу, для прохождения аттестации считаются экстернами.
3.6. Для прохождения промежуточной и/или государственной итоговой аттестации
родители (законные представители) обучающегося, получающего образование в форме
семейного образования, заключают договор со Школой об организации и проведении
промежуточной и/или государственной итоговой аттестации.
3.7. Промежуточная аттестация обучающегося по общеобразовательным программам
начального общего, основного общего, среднего общего образования при обучении в форме
семейного образования осуществляется в соответствии с ФГОС и графиком проведения
аттестации.
3.8. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам образовательной программы или не прохождение
промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической
задолженностью. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в
сроки, установленные Школой.
3.9. Родители
(законные
представители)
несовершеннолетнего
обучающегося,
обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного
образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической
задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
3.10. В случае успешной государственной итоговой аттестации после освоения обучающимся
образовательных программ в форме семейного образования ему предоставляется документ
государственного образца об общем образовании.
4. Организация заочной формы получения общего образования
4.1. Заочная, очно-заочная формы обучения организуются в соответствии с потребностями и
возможностями обучающихся по заявлению совершеннолетнего гражданина и согласованию
с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся при наличии
необходимых условий в Школе. Заочная, очно-заочная формы могут быть организованы для
обучающихся выпускных классов для выполнения программ по учебным предметам
базисного учебного плана. Контроль усвоения обучающимися учебного материала в заочной,
очно-заочной формах проводится учителем в устной, письменной или комбинированной
формах по согласованию с обучающимися и их родителями (законными представителями).
4.2. Обучение по заочной, очно-заочной форме осуществляется индивидуально или в группе.
4.3. Количество обучающихся по заочной, очно-заочной форме в группе зависит от
возможностей Школы.
4:4. Исходя из потребностей, обучающихся и условий Школы, возможна организация
обучения на основе ИУП. При совмещении очной и заочной, очно
заочной форм образования контроль усвоения учебного материала может проводиться
педагогом на последующих уроках, проводимых очно.
4.5. При освоении общеобразовательных программ в заочной, очно-заочной форме Школа
предоставляет обучающемуся: адресные данные Школы (телефоны, адрес сайта, адрес
электронной почты); учебный план; план учебной работы на полугодие; учебники; перечень
практических и лабораторных работ с рекомендациями по их подготовке; контрольные
работы с образцами их оформления; перечень методических комплектов для выполнения
заданий.
4.6. Образовательный процесс для заочных, очно-заочных групп в Школе организуется в
виде двух экзаменационных сессий. Продолжительность и сроки проведения
экзаменационных сессий определяются локальным актом Школы.
4.7. При сессионном режиме организации обучения для заочной, очно-заочной группы объем
учебных часов, предусмотренных на учебный год, не изменяется.
4.8. В межсессионный период занятия с обучающимися могут проводиться дистанционно.
4.9. Порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации обучающихся по
заочной, очно-заочной форме определяются локальным актом Школы.
4.10. Аттестация обучающихся по заочной, очно-заочной форме может проводиться по
полугодиям.
4.11. Годовые отметки обучающемуся заочной, очно-заочной группы выставляются с учетом
результатов экзаменов и выполненных работ по предмету. Результаты аттестации
фиксируются в журнале в соответствии с графиком проведения промежуточной аттестации.
4.12. К сдаче экзаменов допускаются обучающиеся, успешно выполнившие
предусмотренные практические, лабораторные, зачетные и контрольные работы.
4.13. Между экзаменационными сессиями могут быть организованы консультации учителейпредметников. График проведения консультаций утверждается директором Школы и
размещается на сайте школы или в электронном дневнике. Количество консультаций
определяется возможностями
Школы.
4.14. Суммарное количество учебных часов равномерно распределяется на проведение
промежуточной аттестации, практических, лабораторных, консультативных занятий. Право
распределения часов предоставляется Школе.
4.15. Для организации заочной, очно-заочной формы обучения необходимо ведение
следующей документации:
• журналы учебных, консультативных и факультативных занятий (может быть электронный
журнал).
• учебные планы;
• календарный учебный график;
• расписание консультаций;
• расписание и протоколы экзаменов.
4.16. Обучающиеся по заочной, очно-заочной форме, освоившие общеобразовательные
программы основного общего и среднего общего образования, могут быть награждены
похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов» и похвальным
листом «За отличные успехи в учении».
5. Организация обучения учащихся в форме самообразования.
5.1. Самообразование предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение
образовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам среднего общего
образования с последующей аттестацией в Школе. Перейти на получение общего
образования в форме самообразования, обучающиеся могут только на уровне среднего
общего образования.
5.2. Организация обучения обучающегося в форме самообразования осуществляется вне
Школы. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в форме
самообразования, в контингент обучающихся не зачисляются.
5.3. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования,
вправе пройти промежуточную и государственную итоговую
аттестацию в образовательной организации. При прохождении аттестации экстерны
пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной
программе.
5.4. При выборе обучающимся освоения образовательных программ в форме
самообразования родители (законные представители) обращаются в Школу
с заявлениями:
• об исключении обучающегося из контингента образовательной организации, в которой он
раньше обучался или числится в контингенте;
• об организации и проведении промежуточной и/или государственной итоговой аттестации
обучающегося при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя
(законного представителя).
5.5. Для прохождения промежуточной и/или государственной итоговой аттестации родители
(законные представители)
обучающегося,
получающего
образование
в
форме
самообразования, заключают договор со Школой об организации и проведении
промежуточной и/или государственной итоговой аттестации.
5.6. Промежуточная аттестация обучающегося по общеобразовательным программам
среднего общего образования при обучении в форме самообразования осуществляется в
соответствии с ФГОС.
5.7. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам образовательной программы или не прохождение
промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической
задолженностью. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в
сроки, установленные Школой.
5.8. Родители
(законные
представители)
несовершеннолетнего
обучающегося,
обеспечивающие получение среднего общего образования в форме самообразования, обязаны
создать для него условия для ликвидации академической задолженности и обеспечить
контроль за своевременностью ее ликвидации.
5.9. В случае успешной государственной итоговой аттестации после освоения обучающимся
образовательных программ в форме самообразования ему предоставляется документ
государственного образца о среднем общем образовании.
5.10. Повторное
освоение
обучающимся
образовательных
программ
в
форме
самообразования не допускается.
6. Организация и проведение аттестации обучающихся.
6.1. Лица, обучающиеся в форме семейного образования и самообразования, вправе пройти
промежуточную и государственную итоговую аттестацию в Школе бесплатно.
6.2. Экстерны - лица, зачисленные в Школу для прохождения промежуточной и (или)
государственной итоговой аттестации.
6.3. Для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации
директору Школы подается заявление совершеннолетним гражданином лично или
родителями (законными представителями) несовершеннолетнего гражданина.
6.4. Вместе с заявлением предоставляются следующие документы:
• оригинал документа, удостоверяющего личность совершеннолетнего гражданина,
• оригинал документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя)
несовершеннолетнего гражданина,
• оригинал свидетельства о рождении ребенка, либо заверенную в установленном порядке
копию документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав
обучающегося для несовершеннолетнего экстерна),
• личное дело (при отсутствии личного дела в Школе оформляется личное дело на время
прохождения аттестации);
• документы (при их наличии), подтверждающие освоение общеобразовательных программ
(справка об обучении в образовательной организации, реализующей основные
общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего,
справка о промежуточной аттестации в образовательной организации, документ об основном
общем образовании).
6.5. Директором Школы издается приказ о зачислении экстерна в образовательное
учреждение для прохождения аттестации, в котором устанавливаются сроки и формы
промежуточной аттестации и оформляется договор. Копия распорядительного акта хранится
в личном деле экстерна.
6.6. Результаты промежуточной аттестации экстернов отражаются в протоколах.
6.7. Государственная итоговая аттестация экстернов проводится в соответствии
с положениями о государственной итоговой аттестации по образовательным программам
основного общего образования и среднего общего образования.
6.8. Экстерны, не прошедшие государственную итоговую аттестацию
или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты,
вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком
проведения государственной
итоговой аттестации по соответствующим
образовательным программам.
6.9. Экстернам,
прошедшим
промежуточную аттестацию
и
не
проходившим
государственную итоговую аттестацию, выдается справка о промежуточной аттестации.
6.10.Экстернам, прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ
государственного образца об основном общем или среднем общем образовании в Школе.
6.11, Родители (законные представители) обучающихся, получающих общее образование в
указанных формах, заключают договор со Школой об организации и проведении
промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации обучающегося.
7. Права обучающихся, получающих образование в семейной форме и в форме
самообразования.
7.1. При прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой
аттестации обучающиеся, получающие общее образование в указанных формах, пользуются
академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.
Обучающиеся имеют право получать необходимые консультации (в пределах 2 учебных
часов по каждому учебному предмету, по которому он проходит аттестацию).
7.2. Обучающиеся должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями из фондов
библиотеки Школы бесплатно.
7.3. Обучающиеся обладают всеми академическими правами, предоставленными
обучающимся. Наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих
способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе,
Всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях,
спортивных соревнованиях и других массовых мероприятиях.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения приказом директора
школы и действует до его отмены. Настоящее Положение может изменяться, дополняться.
8.2. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающих положение обучающихся и
работников по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым
законодательством, положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не
применяются и подлежат отмене.
8.3. С момента регистрации новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает
силу.
Прошито, пронумеровано
2^
о
*j
■ SX_____ листов
О^СЦ£№19»
Т^ЧЙгА. Зинятов